Надежда на рынок “Скай Линк” обещает расти быстрее “Скай Линк” рассчитывает заработать на интересе абонентов к услугам мобильного доступа в интернет. В 2012 г. доходы операторов от этих услуг вырастут, по оценкам аналитиков, в 5,3 раза по сравнению с 2006 г., а “Скай Линк” планирует увеличить за этот период выручку в 10 раз. Далее |
Каждый новый руководитель СкайЛинка под бравурную музыку озвучивает предстоящее в будущем благоденствие компании, а затем – довольно скоро меняется на своего предшественника. Вот и в этот раз г-жа Хасьянова широкими мазками обрисовала, как в ближайшем будущем Скайлинк отъест у конкурентов 10% рынка. В доходах правда, потому что по абонентской базе , думается, озвучивать цифры было бы просто стыдно. Ну и понятно, что такие цели всегда озвучиваются на длинный срок вперед – чтобы отсрочить неминуемые объяснения с акционерами. Маловероятно, что г-жа Хасьянова отмерила себе минимум 5 лет в СкайЛинке, потому - можно и такое озвучить.
Понятно, что был озвучен гиперопитимистический сценарий (интересно, а другие варианты в принципе рассчитывались?). В реалиях есть несколько фактов, которые картину мира по СкайЛинку меняют в корне (как это модно сейчас говорить - меняется точка сборки).
Во-первых – совершенно не учтен тот факт, что основная масса абонентов СкайЛинка, в особенности тех, кто использует мобильную передачу данных – это люди, которые имеют и Скайлинковскую трубу и GSM, и никогда они не перейдут целиком на Скайлинк, по причине отсутствия ряда приятных возможностей в Скайлинке, вопросов роуминга (особенно международного) и откровенно убогого набора терминалов.
Во-вторых – откровенно провальное качество обслуживания, нелогичное ценообразование и вышеупомянтуое остутствие некоторых функций будут выжимать из абонентской базы наиболее разборичивых абонентов, которые?… правильно - имеют наивысший ARPU. Действительно, абонентам с ARPU выше 40 долларов GSM операторы будут просто счастливы и это еще мягко сказано.
В-третьих, не секрет, что высокое ARPU отчасти - результат тарифной политики Скайлинка, который в основном предалагает тарифы с большими аккумуляторами. Через два-три года, в силу снижения затрат на инфраструктуру и за счет экономии на масштабах GSM операторам будет вполне по силам атаковать цены СкайЛинка, при этом у них за счет устойчивого кэшфло будет вполне реальная возможность устроить демпинг и «выморозить» Скайлинк, который такими ресурсами не обладает и обладать не будет.
Суммируя все вышесказанное: у Скайлинка есть максимум полтора года, чтобы построиться везде, где только можно, привести в порядок абонентское обслуживание и тарифную политику и научиться эффективно управлять затратами. Если этого не произойдет, то за год-два 3G и/или WiMax вытеснят Скайлинк из сегмента передачи данных. После этого СкайЛинк может повторить участь DAMPS операторов - остаться с малой преданной абонентской базой, стричь с нее доходы, которых будет хватать только на поддержание штанов и думать только о выживании.
Если же это произойдет, то СкайЛинк сможет занять нишу мобильного оператора передачи данных, но про нынешнюю ARPU можно будет забыть - цены придется держать ниже аналогичного сервиса через 3G.
Правда , остается один и немаловажный вопрос – кто им даст денег на все это? Судя по всему, акционеры не горят желанием вливать еще денег в проект типа «чемодан без ручки», а заимствования с рынка не удаются. Вот и остается предлагать вендорам долю в компании…
Комментарии к этому посту в ЖЖ вы можете прочитать здесь.