Аааа, облака – белокрылые лошадки!

clouds

Хотел бы отдать должное компании Cisco – но не за оборудование,  которое они производят,  а за классные отраслевые отчеты,  которые они заказывают, оплачивают и публикуют. В этот раз они порадовали весьма полезным отчетом про востребованность облачных услуг.

Среди множества полезных цифр,  которыми теперь ИТ -службы,  провайдеры облачных услуг и мы,  консультанты можем и будем жонглировать,  хочу обратить ваше внимание на одну,  с  моей точки зрения,  ключевую.
“83% респондентов… нет ,  не так -

83% респондентов хотят использовать своего основного поставщика услуг связи для переноса своей инфраструктуры в “облако”.

83, Карл! И что это значит для нашего раздираемого глубокими противоречиями несчастного российского телекома? То,  что живые и настоящие деньги валяются практически у них под ногами,  но,  по тем или иным причинам нагнуться и поднять их они не хотят (или не могут). Почему? Мне видится тому несколько причин.

  1.  Отсутствие работающей стратегии в части облачных сервисов. Да.  мантра про облачные сервисы сейчас произносится хором и нараспев буквально всеми,  но до конкретного  работающего плана действий,  зашедшего дальше красивых презентаций  и многостраничных бизнес-планов,  дошли буквально единицы, и притом не самые крупные. А о сексе не надо говорить – им надо заниматься.
  2. Неправильный выбор целевого сегмента. Разумеется,  приятнее и продуктивнее окучивать крупных клиентов –  у них гарантированно найдется бюджет и грамотный ИТшник, которого можно правильно замотивировать. Но проблема в том,  что крупняк уже вложился в собственную инфраструктуру,  от которой отказываться бывает довольно болезненно и хлопотно. А чуть поодаль стоит и “теребит платочек” малый и средний бизнес,  у которого денег вложить в собственную инфраструктуру нет и не предвидится,  но ИТ- и  телеком-сервисы ему нужны ничуть не меньше. Вот только хлопот с ними возиться – в разы больше при сопоставимом с одним крупным клиентом выхлопе.
  3. Технологическая неготовность к оказанию услуг. Развернуть платформу –  дело нехитрое,  но есть две ключевые темы,  в которых операторы вязнут с этим классом услуг –  провижионинг и биллинг ( это я вам совершенно ответственно по собственному опыту говорю) . Руками это все поднимать и обеспечивать –  путь в никуда,  а автоматизация требует как минимум четкой постановки задачи  и гибкости OSS/BSS, особенно если платформа не твоя,  а партнерская (см пункт про деньги “ниже”).
  4. “Туннельное” зрение. Облачные услуги, строго говоря –  не телеком-услуги,  и их специфика многим внутри оператора связи чужда и непонятна. А все.  что непонятно –  может быть легко отвергнуто,  благо аргументы для этого всегда найдутся.
  5.  Финансы.  Денег на рискованные (с точки зрения операторов)  вложения в облачные платформы с непредсказуемым результатом  ни у кого сейчас нет,  а другие подходы к развертыванию сервисов старательно игнорируются. Хотя, тот же подход white label + revenue share  позволяет сделать такие проекты если не безрисковыми,  то зафиксировать размер рисков для каждого из них в отдельности.  При этом,  если сервис “полетит” – оператор может смело ставить свою платформу и утягивать клиентов на нее,  ибо контроль над ними при таком решении он не теряет. Обратная сторона такой схемы –  упомянутые выше проблемы с OSS/BSS,  возведенные в квадрат,  и дополнительные сложности с обеспечением SLA.

Результатом такой отстраненной позиции крупных операторов может быть ситуация,  когда,  решив все-таки заняться этим бизнесом,  они могут обнаружить, что рынок уже успешно поделен между малыми и средними провайдерами тех самых облачных услуг,  которые могут себе позволить индивидуальную работу с каждым клиентом и не собираются отдавать свой небольшой, но вкусный кусок хлеба с маслом без боя. И тогда придется потратить сильно больше денег на то, чтобы отвоевать этот рынок –  или оставить его совсем. Что может быть началом окончательного превращения телеком-индустрии в “тупую трубу”.

 

 

This entry was posted in Разбор полетов. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>